Правовые особенности споров, возникающих из таможенных правоотношений

Дата: 
03.07.2013

Статья опубликована в журнале "Арбитражный и гражданский процесс" №7/2005

Теория доказательств представляет собой большой и важный раздел процессуальной науки. Правильные подбор и использование доказательств -это искусство. Доказывание- неотъемлемая часть гражданского и арбитражного процесса, без него невозможно разрешить дело, восстановить нарушенные права и интересы, осуществить правосудие. В итоге от того, насколько правильно установлены обстоятельства дела, зависит эффективность правосудия. По этим причинам доказывание признается одним из центральных институтов гражданского и арбитражного процессуального права. В процессуальной науке существует концепция, согласно которой доказывание является межотраслевым и комплексным институтом в силу общности в процессе доказывания в различных видах судопроизводства[1]. Важная особенность доказывания заключается в том, что источником доказывания служит не только арбитражное и гражданское процессуальное законодательство, но и материальное право. В связи с этим вызывает особый теоретический и практический интерес изучение особенностей доказывания по спорам, возникающих из материальных правоотношений, которые могут быть предметом рассмотрения как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов. Одним из таких видов материальных правоотношений являются таможенные правоотношения.

Гражданская и арбитражная практика по таможенным спорам достаточно обширна и интересна как с точки зрения применения таможенного законодательства, так и с процессуальной точки зрения. Сегодня, когда развиваются рыночные отношения, когда Россия стоит на пороге вступления во Всемирную торговую организацию, таможенные правоотношения стали неотъемлемой составной частью деятельностью любого участника внешнеторговой деятельности. Развитие таможенного законодательства привело к принятию нового кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, из которых строится таможенная система. Таможенные органы обновленной России за свою почти 15-ти летнюю деятельность превратились в достаточно сильную и юридически грамотную структуру. С другой стороны, участники внешнеэкономической деятельности, к которым относятся как физические лица, так и предприниматели, тоже не стоят на месте, приобретают правовые знания и применяют их на практике. Полагается, именно этими обстоятельствами, в частности, можно объяснить увеличение количества таможенных споров и изменение их качества[2]. Судебное рассмотрение таможенных споров является гарантией защиты и обеспечения баланса интересов всех участников таможенных правоотношений и государства.

Изучение споров, возникающих из таможенных правоотношений, предполагает, прежде всего, определение отраслевой принадлежности данного правового явления, путей его развития и установление связи с подобными юридическими категориями. Для этого необходимо провести сравнительный анализ таможенных правоотношений с целью установления их особенностей.

Любые общественные отношения не формируются стихийно. Они определяются политико-экономической сущностью государства, поэтому регулируются им с помощью определенных методов воздействия. Одним из основных методов воздействия является правовой метод регулирования общественных отношений. Причем правовым регулированием охватываются такие общественные отношения, которые в данных социально-экономических условиях объективно требуют правового регулирования. Таким образом, право становиться нормативным регулятором общественных отношений.

Действующее в Российской Федерации право регулирует различные стороны жизни нашего государства и общества и распадается на ряд крупных структур и отраслей, имеющих значительные правовые особенности как в содержании правовых норм, так и в механизме их практического применения.

Для правоотношений характерны такие признаки, как нормативность, волевой характер, охрана от нарушений силой государственного принуждения и др. Общая теория правоотношений определяет их как такое «общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством, или как разновидность общественного отношения, участники которого взаимодействует на основе установленных и охраняемых государством прав и обязанностей»[3]. Состав любого вида правоотношений отличается спецификой ввиду того, что специфичны «субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности) стороны»[4].

Представляя собой комплексную отрасль российского законодательства, на что указывали многие правоведы, занимающиеся вопросами таможенного дела[5], таможенное право является совокупностью правовых норм, регулирующих широкий круг разнообразных общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, которые именуются таможенными правоотношениями.

Любые правоотношения возникают между определенными субъектами, так как конкретное лицо не может быть участниками всех отношений, урегулированных нормами права, в частности таможенного права. Правоотношения предопределяются экономическими, политическими и иными потребностями населения той или иной страны. В любом правовом отношении наряду с фактическим содержанием выделяется юридическое и волевое. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношений, так называемая связь субъектов, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей[6]. Волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов.

При исследовании таможенных правоотношений нас прежде всего интересует, с процессуальной точки зрения, их юридическое содержание, что также вытекает из общепринятого определения правовых отношений, согласно которому «правоотношения- это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей»[7]. Однако такое определение лишь вскрывает сущность правоотношений. Для полной характеристики любого правоотношения необходимо:

  • установить основания его возникновения, изменения и прекращения;
  • определить его субъектный состав;
  • выявить его содержание и структуру данного содержания;
  • показать, что является его объектом.

Таким образом, чтобы дать наиболее полную характеристику таможенных правоотношений, выделить их особенности, следует охарактеризовать указанные элементы, составляющие структуру любого правового отношения. Это основания возникновения, изменения и прекращения отношений, субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности участников таможенных правоотношений.

По мнению А.Н. Козырина, «таможенные правоотношения- это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»[8].

Согласно определению, данному А.Ф. Ноздрачевым, «таможенные правоотношения - это общественные отношения, регулятором которых является исключительно таможенное право и которые непосредственно связаны с таможенной деятельностью. Главная особенность таких правоотношений складывается в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей»[9].

Б.Н. Габричидзе определяет таможенные правоотношения как «общественные отношения, составляющие соответствующие блок, элемент, часть таможенного дела, входящие в его структуру и урегулированные таможенно-правовыми нормами»[10].

В вопросе о понятии таможенных правоотношений диссертант поддерживается позиций А.Н. Козырина и А.Ф. Ноздрачева, которые наиболее полно и в соответствии с правовой доктриной характеризуют сущность данных правовых отношений и их отличительные особенности. Однако, на наш взгляд, каждое из приведенных определений имеет свои неточности. Определение, данное Габричидзе Б.Н., трудно для понимания и осознания без надлежащих специализированных знаний в области таможенного дела, и не достаточно полно характеризует таможенные правоотношения, что все же ни в коей мере не умаляет его значимости для правовой науки.

Следует также отметить, что «законодательство - это лишь форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты»[11]. Как справедливо замечают немецкие философы «право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. ...Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности»[12]. Данный теоретический подход находит свое подтверждение в научных трудах многих известных ученых-правоведов, посвященных изучению различных отраслей права, в том числе и процессуальных отраслей[13]. Само понятие «правоотношение» означает их регулирование правом как «системой официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материальном понимании»[14].

По нашему мнению, таможенные правоотношения, в силу их публичного характера, целесообразно определять как регулируемые нормами таможенного права общественные отношения, возникающие между лицами и государством по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также по поводу установления и применения таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Таким образом, главной отличительной чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер, неоднородность разных групп и блоков их отношений[15].

Для таможенных правоотношений характерны следующие основные признаки:

  • нормативность, то есть основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения является юридический акт (нормативный акт, издаваемый уполномоченными государственными органами в области таможенного дела);
  • публично-волевой характер, что означает их непосредственную связь с отношениями собственности, а именно: умышленное целенаправленное действие субъекта, направленное на реализацию права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, с одной стороны, и наличие публичной составляющей (предписаний органов государственной власти), содержащихся в нормативно-правовых актах, регулирующих такое право, например, посредством соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, особая властная роль государства проявляется в применении должностными лицами таможенных органов мер административной ответственности к лицам, совершим административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской федерации об административных правонарушениях[16];
  • наличие особого субъекта таможенных правоотношений (таможенный орган) который наделяется субъективными правами и юридическими обязанностями взаимосвязанными с другими субъектами правоотношений. А.Н. Козырин выделяет понятие таможенной правосубъектности, характеризуя ее как отраслевую правосубъектность, отражающую способность лица быть участником правоотношений в таможенной сфере[17]. По его мнению, таможенные органы наделены активной правосубъектностью как органы исполнительной власти, чьи государственно-властные полномочия закреплены в нормативно-правовых актах. Другие же участники таможенных правоотношений (юридические и физические лица, участвующие в перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации) наделены пассивной правосубъектностью и являются субъектами подчинения властными предписаниям таможенных органов[18];
  • правоохранительный характер отношений, заключающийся в применении к нарушителям норм таможенного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности мер государственного принуждения в виде привлечения их к юридической ответственности.

В целом сущность таможенных правоотношений можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественные отношения, возникающие между таможенными органами, юридическими и физическими лиц;
  • во-вторых, - это отношения граждан, таможенных органов, организаций, предусмотренные и урегулированные нормами таможенного права (законодательства), выражающими идеи законности в таможенно-правовой сфере;
  • в-третьих, они являются средством решения задач в области формирования единого таможенно-правового пространства России, защиты прав отечественных товаропроизводителей, укрепления экономической безопасности государства и многих других.

Основаниями для возникновения таможенных правовых отношений является действия лиц, направленных на реализацию права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таким образом, юридическим фактами для возникновения таможенных правоотношений могут быть как непосредственное перемещение товаров и транспортных средств, так и подготовка к таким действиям. При этом необходимо учитывать, что в случаях неправомерных действий участников таможенных правоотношений, наряду с таможенными правоотношениями возникают и другие правоотношения, обусловленные нарушениями гражданского, административного или уголовного права, в силу комплексного характера таможенных отношений.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование является самостоятельной сферой правового регулирования Российской Федерации. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. В то же время по меткому замечанию Н.И. Матузова «круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства»[19]. Непосредственно субъектами таможенных правоотношений выступают таможенные органы Российской Федерации, объединенные в Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ФТС РФ)[20], являющимися по своему статусу правоохранительными[21]. В состав системы таможенных органов Российской Федерации входят:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации находящаяся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
  • Региональные таможенные управления;
  • Таможни;
  • Таможенные посты.

Кроме указанных органов в систему таможенных органов входят также иные специализированные учреждения (таможенные лаборатории, вычислительные центры, учебные заведения), непосредственно подчиненные ФТС РФ.

К другим многочисленным субъектам таможенных правоотношений, реализующим свое право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, относятся субъекта права (физические и юридические лица) совершающие действия по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. При этом таможенное законодательство не делает различия между российскими лицами и иностранными. Отличительной особенностью субъектов таможенных правоотношений, не относящихся к таможенным органам, является то, что участниками данных правоотношений становятся лица, которые перемещают товары и (или) транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, а также иные лица, которые через договорные отношения выступают в качестве представителей таких лиц (таможенные брокеры) или осуществляют посреднические действия между ними и таможенными органами (декларанты).

В теории права под объектом правового отношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. Согласно плюралистической теории права, поддерживаемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения. Предметом таможенного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе или по поводу перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ. Согласно ст.11 ТК РФ, по товарами понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, а под транспортными средствами - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. Следовательно, одной из отличительных особенностей объекта таможенных правоотношений является то, что они представляют собой не материальные блага, хотя при пересечении таможенной границы происходит изъятие материальных благ в виде денежных средств при уплате таможенных платежей и сборов, а поведение, действия субъектов таможенных правоотношений, разного рода услуги и их результаты.

Являясь комплексной отраслью российского законодательства, таможенное право по своему содержанию непосредственно связанно с другими отраслями права, тем самым, предопределяя регулирование таможенных правоотношений нормами разнообразных правовых отраслей: конституционного, административного, финансового, гражданского, банковского, уголовного и некоторых других. Практическая деятельность таможенных органов, основанная на нормативной базе различных правоотраслевой принадлежности, «в значительной мере обеспечивает экономическую безопасность Российской Федерации»[22].

Исследуя таможенные правоотношения, сделаем попытку определить правовое положение споров, возникающих их таможенных правоотношений (назовем их условно «таможенные споры»), с целью ответа на вопрос: является ли таможенный спор исключительно таможенным правоотношением или носит межотраслевой характер? Чтобы ответить на него, нужно рассмотреть таможенные правоотношения в сравнении с административными и финансовыми правоотношениями, как наиболее близкими по своей правовой природе.

Финансовые правоотношения возникают и развиваются в сфере деятельности государства и муниципальных образований[23]. Административные- в сфере государственного управления. Таможенные - в сфере деятельности государства по осуществлению таможенного регулирования. Необходимо выяснить, как соотносятся эти три вида публичной деятельности: таможенное регулирование, государственное управление и финансовая деятельность государства. При начальном анализе видно, что они тесно соприкасаются. Главное выделить то общее, что их объединяет, и особенности, которые характеризуют специфику каждого.

Государственное управление по своему объему более широкое понятие, чем финансовая деятельность и таможенное регулирование, и соотносится как общее и частное. Учитывая, что таможенный спор зачастую является предпосылкой для его разрешения в рамках административно-юрисдикционного процесса, так как административный порядок отличается большей простотой и дающий возможность административным органам быстро восстановить нарушенные права и интересы управомоченных лиц[24], многие современные авторы склонны рассматривать в качестве объекта такого рода споров публичные права граждан и организаций. Однако «публичный характер каких-либо правовых отношений определяется в конечном счете степенью связанности данного правоотношения с общественным разделением труда и регулируемыми правом интересами государственного организованного общества»[25].

Учитывая, что интересы общества и государства весьма разнообразны, и порой не совпадают друг с другом, таможенный спор в чистом виде можно отнести не только к публичным правоотношениям, ибо публичный интерес по-разному отражается в различных отраслях права[26]. Достаточно отметить, что помимо административного права публичные интересы могут защищаться и посредством конституционной юстиции[27]. Другими словами, можно сказать, что государственная управленческая деятельность- явление весьма подвижное и порой включает аспекты, на правовое регулирование которых претендуют и другие, нежели административное, отрасли права. Один из таких аспектов- таможенные споры.

Таможенные правоотношения составляют определенную часть предмета финансового права, связанную с уплатой причитающихся таможенных платежей и сборов. Необходимо установить какой размер этой части. Для этого необходимо определить границы финансовых правоотношений. При этом надо учитывать то, что не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства являются финансово-правовыми.

Финансовая деятельность государства - довольно традиционная категория. Под ней обычно понимается «деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития»[28].

В науке административного права справедливо указывается на перекрещивание методов государственного управления, где, с одной стороны, по способу воздействия выделяется административные и экономические методы, а с другой, по степени воздействия на объект управления, - методы общего руководства, регулирования и непосредственного (оперативного) управления.

Финансовые инструменты, к которым относится таможенно-тарифное регулирование, относят к экономическим методам государственного управления, принимая термин «государственное управление» в широком смысле. Установление таможенных платежей закреплено за законодателем, но в силу специфики данного платежа ставки некоторых таможенных пошлин устанавливается исполнительным органом (Правительство РФ)[29].

Таким образом, в рамках таможенного спора объединяется несколько типов правоотношений. Они состоят из материально-правового (тяготеющего к финансовому праву, а иногда к конституционному) и процессуального (характеризующего их как административные или конституционные) элементов.

Что же касается понятия таможенного спора, как юридического понятия, то в настоящее время вряд ли есть нормативная предпосылка для выработка единого для всех отраслей права легального определения. Это связано с тем, что в настоящее время защита прав участников таможенных правоотношений, с одной стороны, и интересов государства, с другой, осуществляется как административным способом, так, в подавляющем большинстве, и в различных формах судопроизводства (гражданское, арбитражное, конституционное). Более перспективно рассматривать таможенный спор как собирательное понятие, проявляющиеся в различных аспектах в той или иной отрасли публичного, а если говорить об имущественной составляющей, то и имущественного права.

Поэтому можно утверждать, что таможенный спор в силу своего многоотраслевого регулирования, имеет отличительную процессуальную особенность. Применение понятий из различных отраслей права, характеризующих объект права, могут не характеризовать способ его защиты. На практике, такого рода собирательная конструкция выражается в том, что таможенный спор может выступать разновидностью конституционного или административного спора с финансовыми и имущественными элементами.

Преподаватель кафедры экономики и права
Ульяновского государственного технического университета,
соискатель кафедры гражданского, арбитражного и
административного процессуального права
Российской академии правосудия РФ С.П. Рогожин


[1] См.: Решетникова И.В. Доказательственное право в гражданском судопроизводстве. Екатеринбург,1997.С.97-144.

[2] Так, по докладу В.Ф. Яковлева на совещание председателей арбитражных судов 3 декабря 2004года, административные дела составляет на сегодняшний день 64 процента от общего числа дел.// Вестник ВАС РФ.№ 2.2005.С.25.

[3] Лупарев Е.Б. Соотношение публичного и частного права в налоговых спорах.//Налоговые споры: теория и практика.2005.№1.С.25.

[4] Старилов Ю.Н. Административное право. Часть1.История.Наука.Предмет.Нормы.-Воронеж,1998.С.380.

[5] См., например,: Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие.-М.1995,С.7; Российское таможенное право: Учебник для вузов/Под ред. Габричидзе Б.Н.-М.,2001.С.63; Таможенное право. Учебник. Отв.ред. Ноздрачев А.Ф.-М.,1998.С.46; Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. - М., 2001. С.19; Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова. - М., 2001. С.23.

[6] См.: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. -М., 1974. С. 3-113.

[7] Теория государства и права: Курс лекций./Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,2001.С.284.

[8] Козырин А.Н. Указ.соч.С.16

[9] Ноздрачев А.Ф. Указ.соч.С.50.

[10] Габричидзе Б.Н. Указ.соч.С.84.

[11] Теория государства и права./Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В.-М.,1997.С.375.

[12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 208; Т. 4. С. 112.

[13] В частности, Ярков В.В. определяет гражданские процессуальные правоотношения как общественные отношения, урегулированными нормами гражданского процессуального права./Гражданский процесс: Учебник (Отв. ред. проф. В.В. Ярков). - М.,2004.С.51.

[14] Теория государства и права./Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В.-М.,1997.С.138.

[15] См .: Габричидзе Б.Н.Российское таможенное право.Учебник для вузов.-М.,2001С.58.

[16] СЗ РФ.2002.№ 1 (часть1).Ст.1.

[17] Козырин А.Н. Указ.соч.С.22

[18] Алексеев С.С. Общая теория права.-М.,1982.Т.2.С.144

[19] Теория государства и права: Курс лекций./Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,2001.С.286.

[20] Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «О Федеральной таможенной службе»//СЗ РФ.2004.№ 35.Ст.3637.

[21] Статья 1 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»//СЗ РФ.1997.№30.Ст.3586.

[22] Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации.-М.,1993.С.51

[23] Карасева М.В. Финансовые правоотношения.-М.,2001.С.49.

[24] Кожевников С.Н. Меры защиты в советском праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Свердловск, 1968. С. 19.

[25] Демин А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие.-М., 2002.С.11

[26] См., например,: Тихомиров Ю.В. Курс административного права и процесса.-М.,1998.С.80-81.

[27] См., например,:Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 № 8-П//Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1998; Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П//Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2001.

[28] Финансовое право: Учебник/Под ред. О.Н. Горбуновой.-М.,2004.С.16

[29] П. 2 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1// Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №23.Ст.821. 

Сервис временно не доступен